Ученые выявили отклонения в здоровье перенесших карантин детей

Наука

Шокирующие данные о том, во что вылился режим самоизоляции для детей и подростков, представил Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) здоровья детей Минздрава России. У более 80% невозможность общения со сверстниками, условия «заточения» и дистанционка развились неблагополучные психические реакции. У более чем 40% из них наблюдалось проявление депрессии.

Как отмечают в НМИЦ здоровья детей, сотрудники которого провели исследование среди обучающихся детей в стране, неблагополучные психические реакции пограничного уровня в период пандемии отмечаются у 83,8% детей и подростков. Наличие депрессивных проявлений можно предположить у 42,2% респондентов. Астенических состояний — у 41,6%. Симптомы обсессивно-фобических состояний отмечаются у 37,2%. Гиперкинетические реакции — у 29,2%. Синдром головных болей — у 26,8%. Нарушения сна — у 55,8%.

Каждый пятый школьник (21,2 %) указал, что самоизоляция невыносима. При этом 73,1% детей и подростков признались, что смартфон был основным гаджетом для дистанционного обучения. Почти половина сообщили об увеличении времени работы с компьютером и другими гаджетами во время дистанционного обучения. Почти 60% — об увеличении продолжительности выполнения домашних заданий. Время работы с электронными устройствами, оборудованными экранами, 4 часа и более, занимает у 77,2% детей. У 68,3% респондентов снизилась продолжительность прогулок, а у 55,2% — физической активности. У трети исследуемых врачи выявили признаки компьютерного зрительного синдрома, у 4,2% — карпально-туннельного («запястного») синдрома, характерных для профессионалов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

— Изоляция — один из способов создания стрессовых переживаний у животных в эксперименте, — рассказал обозревателю «МК» онколог, старший научный сотрудник ЦКБ РАН, многие годы занимающийся проблемами стресса, Сергей Кацалап. — Надо понимать, что последствия стресса у детей на определенном этапе становятся симптомами того же стресса. Стресс оказывает на детей гораздо более тяжелое воздействие по сравнению со взрослыми, поскольку, во-первых, создает условия для запаздывания развития головного мозга ребенка и причиной функциональных и психосоматических заболеваний, а, во-вторых, проецируется на будущее, накладывая серьезный отпечаток на психическое и физическое состояние здоровья.

Специалисты отмечают, что детские стрессы могут провоцировать самые разные заболевания. Например, давно установлено, что, подверженные нервным нагрузкам дети гораздо чаще (в 2-3 раза) сверстников болеют ОРВИ. Ведь стресс воздействует на все органы и системы, стимулируют центральную нервную систему вырабатывать чрезмерные количества гормонов кортизола и норадреналина. При небольшом стрессе кортизол создает защиту, но если его слишком много, он начинает разрушать органы, запуская аутоиммунные процессы, что в конечном итоге снижает иммунитет. Недавно в Самаре провели исследование среди детей, заболевших ОРВИ. Оказалось, что чем тяжелее у них протекала инфекция, тем выше у них был уровень норадреналина и кортизола.

Как бороться с последствиями стресса у детей? Есть несколько важных правил, о которых говорят врачи.

Главное – соблюдение четкого режима дня. Очень важно вставать и ложиться в одно и то же время. Если беспокойный сон у ребенка сохраняется, помогут дыхательные упражнения и спокойные игры. Кроме того, при детской бессоннице хорошо помогают различные виды творческой активности (рисование, лепка и пр.) Улучшить сон помогают водные процедуры перед сном — душ комфортной температуры. А вот телевизор лучше отключать, по возможности, насовсем. Гаджеты тоже должны войти в жизнь ребенка как можно позже.  

Кроме того, работа у ребенка школьного возраста должна чередоваться с отдыхом. Очень важную роль в борьбе со стрессом играют различные игры – они помогают детям перенести центр тревоги на вымышленные ситуации и снять напряжение.

Стресс у школьника — особое явление. Он может возникать по самым разным причинам: из-за того, что не складываются отношения с учителем или одноклассниками; из-за того, что поставили плохую отметку; из-за предстоящих экзаменов и пр. Основные симптомы стресса в школьном возрасте: утомляемость, ухудшение памяти, перепады настроения, проблемы с концентрацией внимания, трудности при засыпании, прерывистый сон, появление вредных привычек (ребенок начинает грызть ногти, ручки), замкнутость, заикание, головные боли, раздражительность.

Важно следить за питанием ребенка: он должен получать достаточное количества белка, полезных жиров и углеводов. В рационе должно быть как можно больше пищевых волокон (клетчатки), которыми богаты овощи, фрукты, квашеная капуста, злаки, отруби. Многие признают и пользу пробиотиков. Еще детям важно получать достаточное количество витаминов.

Физическая активность — один из самых действенных способов борьбы со стрессами в любом возрасте. Разумные нагрузки помогают снять эмоциональное напряжение и повысить стрессоустойчивость ребенка. Физические нагрузки приводят к усиленной выработке гормонов радости эндорфинов, так необходимых для борьбы с любыми нервными нагрузками.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28365 от 16 сентября 2020

Заголовок в газете:
Карантин детям не игрушка

Источник: https://www.mk.ru/science/2020/09/15/uchenye-vyyavili-otkloneniya-v-zdorove-perenesshikh-karantin-detey.html

Оцените статью
Новости на Триколор TV
Добавить комментарий